Дмитрий Рогозин: Мы нарастим производство продукции, попавшей под санкции

28 / 08 / 2020

Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин выступил на пленарном заседании «ОПК и нацпроекты. Стратегические приоритеты и главные задачи» Конгресса «Диверсификация ОПК в интересах нацпроектов. Трансформация производственной базы» в рамках научно-деловой программы Международного форума «Армия-2020».

Космическая и ракетно-космическая промышленность всегда была сопряжена с колоссальными перегрузками, рисками, работой в экстремальной среде, поэтому десятилетиями нарабатывались технологии, которые очень сложно сравнить с технологиями, существующими в других отраслях. Но, тем не менее, космическая промышленность долгое время существовала как некая кантовская «вещь в себе».

То есть, наработки технологий и приобретение знаний шли только внутри самой отрасли, поэтому, когда возникла потребность диверсификации, это было воспринято как руководство к действию, а не лозунг. Такая потребность реально возникла не только в связи с уменьшением объемов государственного оборонного заказа. Эта идея в принципе витала в воздухе. Соответственно, внутри космической промышленности мы подошли к этой теме с двух позиций. Во-первых, это развитие профильной гражданской, скажем так, традиционной для отрасли продукции. В основном, это была даже не продукция, а сервисы, услуги. И второе направление — это развитие нового профиля: производство товаров, продукции, которая, была крайне необходима стране в условиях введения санкций.

Первый профиль традиционный, сервисный — основа того бизнеса, которым занимается гражданская часть Роскосмоса. Это, прежде всего, рынок пусковых услуг. На самом деле, основные «космические деньги», основной мировой бизнес не там. Бессмысленно соревноваться количеством пусков, потому что ракеты пустые не летают, они всегда выводят какой-то космический аппарат. Возникает вопрос, можем ли мы сегодня в масштабах страны создать рынок, который способен потреблять на современном уровне космические услуги? Какие это космические услуги? Некоторые из них таковы, что вы к ним давно уже привыкли — это цифровое телевидение, широкополосный космический интернет, связь, в том числе, конфиденциальная связь, навигация. В каждом мобильнике, который сейчас вы на этой конференции держите в карманах с выключенным звуком, есть приемные устройства, принимающие сигнал не только GPS, но и GLONASS — сигнал нашей глобальной навигационной системы. Современные автомобили в России оснащены системой Эра-ГЛОНАСС. Сейчас об этом мало кто говорит, все к этому привыкли и воспринимают это как данность.

Но есть факторы, которые возникли в последнее время, которые говорят в пользу расширения рынка сервисных космических услуг. Этому способствует развитие возможностей группировки орбитальных аппаратов дистанционного зондирования Земли. Сегодня качество оптики и передачи сигнала, качество радиолиний растет, и это уже привело к тому, что мы можем получать из космоса гораздо больше постоянно обновляемой информации, которая даст фантастический экономический эффект. К сожалению, мой диалог со многими губернаторами, главами регионов говорит о том, что здесь еще есть проблемы с коммуникацией и пониманием этой новой реальности, но сам по себе рынок уникален, и этот факт многие уже признали. Как пример, высокодетальная съемка регионов России — самой большой территории в мире — дает возможность идентифицировать гигантское количество ранее не учтенных объектов недвижимости, которые официально по разным причинам рукотворного характера не попадали под контроль и учет реестра, не зарегистрировались налоговыми органами, и их владельцы уклонялись от уплаты налогов. По нашим скромным оценкам, это может привести к 30-процентному росту налогооблагаемой базы регионов, если они, конечно, заинтересованы в дополнительных доходах бюджета и готовы потреблять такого рода информацию.

Второй возможный объект мониторинга — это стройки. В пределах большой страны заказчик вынужден осуществлять контроль строек удаленно, не располагая технологией объективного контроля. Да, ему хотелось бы знать, что там на самом деле происходит: каковы объемы выработки грунта, что происходит с наличием достаточного количества рабочих, техники, технологичного оборудования, доставлено ли оно вовремя, что с динамикой развития инфраструктуры? Так вот, аналитика на основе данных ДЗЗ дает возможность видеть объективную картину. Вы можете в режиме реального времени наблюдать за любым объектом на территории Российской Федерации в его динамике развития, что крайне важно не только для тех, кто ведет эту стройку, но и для тех, кто контролирует вложения бюджетных средств в инфраструктурные объекты, то есть для надзорных и контрольных органов.

Такой объективный объектовый мониторинг и контроль позволяет быть в курсе строительства и поддержания состояния автомобильных и железных дорог, морских и речных транспортных маршрутов, перевозки товаров, движения транспорта, контейнеров, местонахождение и состояние которых можно установить в любой конкретный момент. Крайне востребованным является космический сервис интернета вещей. Огромная страна, еще раз подчеркну, требует развитой инфраструктуры, но надо постоянно и внимательно контролировать состояние мостов, плотин, газопроводов, нефтепроводов. Датчики, установленные на этих объектах, могут сбрасывать любую информацию об изменении статуса, состояния этого объекта, немедленно доводить до ответственных за их безопасную эксплуатацию лиц информацию о рисках или угрозах техногенного характера. Роскосмос видит гигантский потенциал в применении орбитальной группировки в интересах экономики и повышения качества жизни и безопасности наших сограждан.

Вторая линия диверсификации — это наращивание выпуска продукции гражданского назначения на основе уникальных мощностей и технологий наших предприятий по новым для нашей отрасли направлениям. Это производство оборудования для энергетики, это приборостроение для медицины, это выпуск отечественного современного легкорельсового транспорта, а также систем управления для развития беспилотного транспорта.

В принципе у наших предприятий есть всё для того, чтобы добиться успеха на этом новом направлении деятельности. Назову эти факторы: наличие излишних производственных площадей, способных быть оперативно перепрофилированными под новые задачи. Наличие высококвалифицированного персонала. Наличие технологий, «добытых и приобретенных» в процессе создания ракетно-космической техники. И, наконец, наличие спроса внутри страны на эту высокотехнологичную продукцию в связи с внешними санкционными ограничениями на ее импорт.

Дабы не быть голословным, приведу примеры нашей активности на этом направлении за последние более чем два года. Производство на Воронежском механическом заводе оборудования запорной и фонтанной арматуры, подземных комплексов выросло за это время в пять раз. А именно это оборудование в интересах наших энергодобовающих компаний оказалось под запретом в связи с вводом секторальных санкций против страны.

Далее. Корпорация «Московский институт теплотехники», известная всему миру как разработчик и производитель твердотопливных боевых ракетных комплексов, приступила к разработке опытных образцов флотов гидроразрыва пласта. Эта же корпорация, равно как и Центр Келдыша, производят оборудование для опреснения и водоочистки. Все эти крайне востребованные в стране и за рубежом технологии не надуманны, а наоборот являются естественным продолжением технологий ракетно-космической отрасли, созданных в рамках основной, профильной деятельности Роскосмоса.

Еще один пример. Система управления ракеты — это сложнейшая технология, обеспечивающая корректную работу всех систем ракеты на всех режимах и этапах ее полета. Но эта же система управления в сочетании с техническим зрением, загруженной высокодетальной картой местности и ГЛОНАССом дает возможность широкого применения беспилотников как на земле, так и в воздушном пространстве. Этими видами транспорта надо оснащать нашу страну, последовательно переводя ее в новое технологическое поколение. И это и есть истинная конверсия военной техники в полезные для людей машины гражданского применения

В целом если говорить об объеме гражданской продукции, выпускаемой Роскосмосом, то это 54% от общего объема товарной продукции наших предприятий и услуг, оказываемых ими.

И здесь мы видим колоссальные перспективы, перспективы в движении в сторону увеличения выпуска гражданской и крайне востребованной в условиях санкций продукции для нашей экономики и наших граждан.

Поделиться: